Previous Entry Add to Memories Tell a Friend Next Entry
Ещё одна моя статья
[info]nicaragua9

СССР, который мы потеряли

Вместо предисловия: http://www.youtube.com/watch?v=mDeoHIrYgNQ

Я бы не стал писать эту статью, если бы в отечественных СМИ не продолжалась кампания по дискредитации СССР, его символов, достижений и людей, олицетворявших ту эпоху. Я хочу показать читателю своё видение того, что мы лишились с началом Перестройки.

Но для начала справедливо признаем, что мы приобрели в результате победы демократии. На мой взгляд, основные положительные изменения можно выразить четырьмя пунктами:

1. Свобода слова.
2. Беспрепятственный выезд за границу.
3. Прощание со словом «дефицит» и появление широкого ассортимента товаров.
4. Возможность законным способом разбогатеть или, как минимум, достичь европейского уровня благосостояния.

По третьему пункту понятно, что если бы РФ сейчас вернулась к тому уровню импорта, который существовал при Брежневе, то тот дефицит показался бы изобилием на прилавках по сравнению с вымершими «Пятёрочками» и «Седьмыми континентами».

Но факты есть факты, поэтому обойдёмся без «бы». Что есть, то есть.

А вот список того, что мы потеряли, будет пошире, и уже Вам предстоит определить, равноценный ли был размен. Сразу оговорюсь для тех, кто в нетерпении барабанит башмаком под столом, желая вставить свои пять копеек о сталинских репрессиях и коллективизации – для анализа берётся поздний догорбачёвский СССР.

Итак, вместе с СССР мы оставили в прошлом:

1. Мирное межнациональное сосуществование.
Взамен получили бурный расцвет национализма – татарского, башкирского, русского, кавказского. В результате того, что российские власти сквозь пальцы смотрели на творящееся на Северном Кавказе в начале 90-ых, мы получили две чеченские войны и тысячи убитых и искалеченных с обеих сторон. В Советском Союзе национализм если и проявлялся, то в основном в армейской среде, где отношения зачастую выясняли выходцы из Закавказья. На бытовом уровне его можно было заметить в неприязненном отношении к русским жителей Прибалтики и Западной Украины. Но ни о каких погромах и убийствах, ставших уже обыденными в ельцинско-путинской России, речи и не было.

2. Спокойствие граждан.
Региональный национализм привёл к возникновению терроризма – того явления, о котором в СССР почти не слышали. А те редкие теракты, что случались, чаще всего были связаны с захватом самолётов с целью угона. В современной России новости с Северного Кавказа напоминают боевые сводки. И это не говоря уже о нашумевших терактах в Беслане и Москве.

3. Сильнейшая армия мира.
Вместо вооружённых сил, превосходивших по мощи всю Европу, мы имеем армию, которая упивается победой над Грузией, а в случае противостояния с серьёзной военной державой ни на что, кроме ядерного оружия, не надеется.

4. Лидерство в космической отрасли.
В 60-ых годах русские совершили самый значительный прорыв в своей истории, первыми освоив космическое пространство. По своему историческому вкладу это событие может сравниться с Эпохой Великих Географических Открытий, а Юрий Гагарин с Христофором Колумбом. И как же сейчас горько видеть, что Россия сейчас не претендует на что-то большее, чем космический туризм и редкие запуски спутников, в том числе разведывательных для стран НАТО. И как на нашем фоне прогрессирует Китай, который собирается в ближайшем будущем произвести высадку на Луну и вывести на околоземную орбиту собственную станцию. А ведь они запустили человека в космос на целых 42 года позже нас!

5. Передовая наука.
Несмотря на то, что ещё в 1985 году советские учёные делали доклады о том, что отечественная наука отстаёт от западной мысли по некоторым направлениям, в частности, по разработкам вычислительной техники, она была одной из самых авторитетных в мире, особенно, в области ВПК. Можно привести множество параметров, доказывающих упадок российской науки, но лучше обратиться к эмоциональному аспекту – скажите, часто ли вы слышите в последние годы о том, что в России изобрели что-то уникальное, какой-то учёный прославился на весь мир? Лично я могу вспомнить только награждения Нобелевской премией трёх наших соотечественников в 2000 и 2003 году. Но все они – Алфёров, Гинзбург и Абрикосов совершили свои научные открытия ещё в СССР и заслуг демократической России тут не больше, чем у нерадивого отца, спустя годы безалиментного отсутствия, заявившегося в университет поздравить дочь с получением красного диплома.

6. Качественный кинематограф.
В постсоветские годы можно по пальцам пересчитать фильмы, исполненные на высоком художественном уровне и принятые массовым зрителем. О вкусах, конечно, не спорят, но я могу в качестве таковых назвать только некоторые фильмы Балабанова, Лунгина и режиссёрский дебют Бондарчука. Но очевидно, что за 17 лет этого явно не достаточно, а потому остаётся ностальгировать, в очередной раз пересматривая «Москва слезам не верит», «Покровские ворота», «Гараж» и другие изумруды советской кинематографии.
Ну и отдельной строкой в упадке отечественного синема проходит полное исчезновение детских картин. Увы, у современных детей не будет своих Петрова и Васечкина, Алисы Селезнёвой и «Отроков во Вселенной». А соответственно, не будет и героев-ровесников, которым бы они могли подражать.

7. Развитая промышленность.
В брежневские годы Советский Союз поставлял станки более, чем в 70 стран мира. Электродвигатели, произведённые в СССР, закупались Германией, Францией, Италией, Австрией, и т.д. Сегодня же РосФедерация не может обеспечить ими даже собственные потребности. Из всей индустрии, доставшейся нам в наследство, мы сохранили лишь те производства, что связаны с производством оборудования для нефтегазовых компаний. И то, в большинстве своём, они конкурентоспособны только из-за более низкой цены. А если вдруг цена на нефть с нынешних 55 долларов за баррель упадёт до 30-ти и добывать интенсивно её станет не так интересно, то мы можем увидеть, как последние флагманы российской промышленности сворачивают производство и сокращают персонал. А там, оглядевшись, обнаружим, что мы уже не индустриальная и даже не аграрная страна, а так, географическая местность под названием Россия – леса, поля, да ветер свищет. И на этом гигантском куске разорённой земли 140 млн. обескураженных аборигенов мучительно пытаются сообразить, как они довели свою страну до краха.

8. Спортивные достижения.
Не преувеличивая, можно утверждать, что СССР был главной спортивной страной мира, начиная с 56-го года, когда наша страна победила в командном зачёте на Летних Олимпийских Играх в Мельбурне и Зимних в Кортина д'Ампеццо. С тех пор Советский Союз доминировал на обеих сезонных Олимпиадах, а если прибавить к этому феноменальные хоккейные успехи, шахматные «короны» и неплохие результаты в футболе, то наше спортивное лидерство выглядит непререкаемым. То, что мы сейчас постарались стыдливо позабыть итоги Пекинской Олимпиады с её неоптимистичными для нас результатами, является следствием утраты массового спорта, как явления. Одной из главных причин этого можно назвать неразвитость и недоступность спортивной инфраструктуры. Вот болели мы на Олимпиаде за наших пловцов и расстраивались, когда они не выигрывали. А теперь сравните количество плавательных бассейнов - в России их насчитывается 2617, а в США - 2 миллиона 580 тысяч. Разница в 1000 раз! Неудивительно, что у них Фелпсы штампуются как на конвейере, а у нас готовы иконы рисовать с действующих чемпионов, понимая, что следом за ними может никого и не быть.

9. Политическое влияние в мире.
Тем, кто хочет испытать гордость за былую мощь страны, рекомендую набрать в Википедии «Pax Sovietica» и посмотреть, сколько закрашенных в красный цвет союзников входило в Совет Экономической Взаимопомощи. Ну плюс к этому можно смело мысленно заштриховать тем же цветом добрую треть африканских и ближневосточных государств.
А ныне всё внешнеполитическое счастье РФ заключено в трубопроводах на Запад; в мыльной опере про Союз с Беларусью; в том, что ещё не выперли из «восьмёрки» и в «Искандерах» в Калининграде, которые, то ставим, то не ставим. Вот так мы «играем мускулами» на мировой арене. Куда уж там до смертельно-опасных игр времён Карибского Кризиса - нет у руководства России тех «стальных яиц», что были у былых вождей.

10. Качество населения.
Намечается тенденция, что мы можем вернуться к ситуации, как в царской России, когда 20% населения были высокообразованны, а остальные 80% не умели читать и писать, считая такое положение вещей вполне естественным. Конечно, всеобщая безграмотность в 21 веке нам не грозит, но примитивизация общества идёт полным ходом, чему способствует множество факторов: алкоголизм, низкий уровень ТВ-программ, обесценивание высшего образования из-за его общедоступности и т.д. Не прибавляет шансов на то, что из народной среды появятся новые Шолоховы и Курчатовы, и большой приток малокультурных мигрантов из Средней Азии, приведший к тому, что столицу давно уже называют Москвабадом.

11. Национальное самоуважение.
Существует не так много вещей, которыми может гордиться современный россиянин и уважать себя как гражданина. Ну скажите, какие поводы для гордости дала нам за два десятилетия наша страна? Высокая цена на нефть марки Urals? Пять яхт люкс класса Романа Аркадьевича, в западных СМИ именуемых "Флотом Абрамовича"? Капитализация «Газпрома»? Выигрыш Сочинской Олимпиады, грозящий стать тазиком с цементом для нашей тонущей экономики?
Понятно, что сейчас уже никто не сочинит строчки, подобные хрестоматийным «Я достаю из широких штанин дубликатом бесценного груза. Читайте, завидуйте, я –гражданин Советского Союза.» Всё то, что давало повод гордиться обладанием советского паспорта, осталось в перечисленных 10 пунктах.

12. Ощущение справедливости.
С переходом к капитализму, многие люди с неудовольствием стали замечать, что количество граждан, равных перед законом, становится всё меньше и меньше. Вновь пробрела актуальность пословица «С сильным не дерись, с богатым не судись". То, что среди отечественных миллиардеров нет никого, кто бы по пользе для страны и вкладу в развитие новых технологий напоминал Генри Форда, Дэйва Паккарда, Акио Мориту или Томаса Эдисона, тоже не способствует социальной толерантности.

13. Советский характер.
И, наконец, главной утратой я считаю то, что мы лишились тех свойств характера, которые можем наблюдать у старшего поколения, и которые были привиты именно советским воспитанием. Кто-то с презрительным злорадством именует их «рабским менталитетом», однако я вижу, в первую очередь, доброту, отзывчивость и бескорыстие. Из-за этих нравственных устоев, правда, многие поплатились достойным существованием или даже жизнью в первые годы реформ, не сумев справиться с вызовами дикого капитализма.
На их фоне мы с вами выглядим эгоистичнее и циничнее, всецело зависящими от «золотого телёнка». А потому, думаю, не будет большим преувеличением сказать, что советское общество являлось, вероятно, самым высоконравственным в истории человечества.

Вот такую, на мой взгляд, чёртову дюжину потерь понесла демократическая Россия.
Я далёк от того, чтобы заявлять: «Смотрите, как много всего хорошего было в СССР. Неплохо бы в него вернуться». О прошлом мечтать смысла нет. Но то, что мы могли сохранить все названные выше преимущества Советского Союза и прибавить к ним три из четырёх достижений демократической России – это факт. Не уверен я лишь в свободе слова - той, что сложилась при Ельцине и малость была придушена при Путине. Ну да, можно сегодня на улице, не таясь, заявлять о своих политических предпочтениях и критиковать правительство. Но толку от этого чесания языками, кроме морального удовлетворения говорящего, никакого. Потому что власть просто забивает болт на всю конструктивную критику и играет роль человека, который сдуру ответив на звонок нежелательного абонента, начинает имитировать плохую связь, дуть в трубку и орать: «Алло, алло! Вас не слышно! Перезвоните.»

Но притом, что свобода слова практически не влияет на изменения государственной политики, она очень продуктивно воздействует на мировоззрение обывателей. От этого мы и имеем полную разруху в головах и кучу убеждённых коммунистов, монархистов, путинистов, западников, сталинистов, анархистов, националистов и чёрт-те ещё знает кого. Согласитесь, весьма неплохой заряд для гипотетической Гражданской войны – куда там послереволюционной России 17-го с её белыми, красными и зелёными. Тут такая махновщина развернётся, что мало не покажется!

В общем, если бы Перестройку затевали люди, работающие в интересах страны, то термин «нанотехнологии» был бы сейчас не синонимом «пустых обещаний», а причиной гордости за отечественную науку. Имели бы мы и промышленность мирового уровня и собственных миллионеров, вложивших силы и ум в её развитие. А для тех, кто в этом сомневается, пример Китая под боком.

Поэтому вам решать, был ли размен СССР на РФ равноценным и был ли он вообще нужен, коли, можно было эффективно совместить плюсы капитализма и социализма на благо страны.
 

Отличный текст. Пропиарил.

Спасибо Вам!

Вам спасибо за поддержку.

Вы попали в Топ-30 Зиуса!

[info]xeus_top_98

2009-07-06 03:17 pm (UTC)

Ваш пост написан настолько интересно, что вы попали в Топ-30 Зиуса самых обсуждаемых тем в Живом Журнале.
Это очень положительное явление. Пожалуйста, продолжайте в том же духе. © Зиус
Пройди обновленный тест - узнай сколько стоит реклама в твоем блоге.

продолжительность жизни еще потеряли

Да если перечислять все потери, то уууууу......

"Прощание со словом «дефицит» и появление широкого ассортимента товаров."

Я бы уточнил, что дефицит стал ещё больше. А обилие товаров - не по причине насыщения рынка, а по причине того, что население не может удовлетворить свой спрос из-за своей низкой покупательной способности. В итоге если раньше одним сортом колбасы наедались довольно многие, то сегодня ста сортами колбасы наедаются очень yемногие. Ну и с учётом того, какой процент мяса был в той колбасе и какой в современной.

Разгул мраморной телятины в СССР.

[info]fel_in

2009-07-06 07:03 pm (UTC)

Ну и с учётом того, какой процент мяса был в той колбасе и какой в современной.
==============

И каков был процент мяса в той колбасе? Расскажите.))
Подозреваю, вы хотите сказать, что ту бледную варёную массу, закатанную в целлофан, делали исключительно из мраморной телятины. С нею-то, в отличие от чугуна, проблем в стране не было. Косточку на суп было почти невозможно купить. :-( Только филе, вырезки... :-P

Начинка страны. Кулебяка.

[info]fel_in

2009-07-06 06:33 pm (UTC)

10. Качество населения.
===========

Как-то уж совсем неуважительно и безразлично по отношению к собственному народу. Аж мозгоёбством комсомольских собраний повеяло. Для вас "население" - это всего лишь начинка для страны.

===============
Но притом, что свобода слова практически не влияет на изменения государственной политики, она очень продуктивно воздействует на мировоззрение обывателей. От этого мы и имеем полную разруху в головах и кучу убеждённых коммунистов, монархистов, путинистов, западников, сталинистов, анархистов, националистов и чёрт-те ещё знает кого.
===============

Ай-ай. Какое безобразие, да? Все и думают не так как вы хотите, и говорят. Конец света. Как выжить в этом страшном разнообразном мире с совковым порядком в голове? Надо позвать Сталина и содержимое чужих больных голов равнять под своё, самое здоровое, правильное и верное, потому что оно марксистско-ленинское. Ну или бОшки поотрывать. Это ещё проще. И зажить в счастии.

Re: Начинка страны. Кулебяка.

[info]nicaragua9

2009-07-06 07:14 pm (UTC)

По 10 пункту – Вам показалось. Или Вы предлагаете мне персонализировать мои наблюдения?
Ну а со вторым замечанием передёргиваете. Рассуждаете, как притесняемый интеллигент, а не как человек, оценивающий риски государства. В этой статье я постарался взглянуть на ситуацию именно с позиций второго.

Отлично. Ушёл пиарить.

перепостила у себя, спасибо за пост.

Вам спасибо. ))

Всё верно, но совместить "демократию" (т.е. первые 4 пункта) и социализм вряд ли возможно. Почитайте классиков...
Частная собственность на средства производства исключает финансирование социальной сферы из общественных фондов на уровне, существовавшем в СССР (бесплатная медицина и образование, достаточное количество бесплатных дошкольных учреждений, копеечные комуслуги, авиа- и жд-перевозки, отдых и т.п.), просто потому что раньше бюджет был отчужден от людей, его распределяющих и создающих, а сейчас это для многих "собственный карман", а никто не будет оплачивать подобное из собственного кармана. То же самое - наука и космос. Это слишком рискованные проекты, не приносящие краткосрочной прибыли, чтобы ими заниматься.
Для устранения "дефицита" при социализме достаточно внедрить информационные технологии в планировании, и не надо менять общественный строй. Отсутствие "дефицита" сейчас - вопрос спорный, если раньше было 5 сортов колбасы из мяса, то сейчас 50 из сои. Если раньше средний инженер с зарплатой 150 руб стоял в очереди, или "доставал" черную икру раза 2 в месяц, то сейчас при всеобщей ее доступности считает ее излишеством и роскошью.
Беспрепятственный выезд за границу при социализме возможен только при политической грамотности всех выезжающих. Потому что ни один турист, будучи за границей, не пойдет гулять по трущобам и прочим бронксам, а в основном по благополучным туристическим местам. Среди туристов будут попадаться дураки, которые решат, что туристические места - и есть фейс капитализма. Активные дураки станут диссидентами, и будут проповедовать бред у себя на родине. А людей, знающих теорию общественных наук, крайне мало. Если вспомните, "перестройка" имела очень много сторонников, все говорили о "50-ти сортах колбасы", "долой уравниловку" и преимуществах японской техники перед советской. Лишь когда не вся еда стала доступной по деньгам, ученые и инженеры были сокращены из-за отсутствия потребности в науке и разработках, а промышленность развалилась совсем, люди стали задумываться о том, что что-то здесь не так... Когда у нас каждый год на месяц отключают горячую воду, чтобы в очередной раз отмыть деньги на якобы капитальном ремонте труб, я всегда вспоминаю ироническую песню времен перестройки о "странностях" ремонтов социалистической инфраструктуры - "растет и ширится траншея, такая нужная для нас"... Ей тоже верили, пока не начались веерные отключения света. Надо было массово читать Маркса.

Вы считаете невозможным такое совмещение, но пример КНР перед глазами. Наверно только первый пункт у них не реализован в полной мере. Такой баланс капитализма и социализма мне кажется вполне дееспособным.
То, что Вы написали о колбасе – это вопрос её качества, а не общедоступности. Да и инженеры сейчас не являются основой трудящегося класса, став архаизмом. Их место заняли менеджеры – а вот они вполне способны регулярно покупать икру и вообще питаться не дома, а в кафе. Разумеется, всё это касается крупных российских городов – бедность провинции никто не отменял.

Практически со всем согласен.

Замечательный пост. Даже как-то грустно стало :( Боюсь даже предположить что нас ждет лет так через 10... С ужасом наблюдаю как подавляющая часть народонаселения деградирует на глазах. А самое ужасное то, что не понятно как все это остановить.

Спасибо.
Как остановить понятно, но нам этого не дадут.

Картинка к Вашей замечательной статье

свобода слова пыталась сложиться при Ельцине но не шмогла.
размен не равноценный, но поздно пить боржоми, потому что не представляю как сейчас "совместить плюсы капитализма и социализма на благо страны".
что делать?

Да поздняк метаться. Как любит говорить Калашников, "пройдена точка бифуркации". Россия чётко идёт в направлении сырьевого полуколониального будущего и с нынешней системой власти с этого пути не свернёшь.
Как говорил Данила Багров - "Америке вашей скоро кирдык". Только Америку здесь стоит заменить родными берёзками.

Спасибо Вам большое за статью. Нашла ее на Newslande.

я бы, конечно, добавила в этот список и литературу, и искусство и многое, многое.... спасибо еще раз

Спасибо Вам. Можно было бы, конечно, многое добавить, но был риск увязнуть в частностях и в спорных утверждениях. За эти пункты я точно готов ответить. :)

Что лучше: СССР или 20 сортов колбасы?

[info]roganov_serge

2009-10-26 01:10 pm (UTC)

Кто-то вытащил на Newsland старую статью
а народ завелся то))

"То ли очередное осеннее обострение депрессии, то ли действительно жалко СССР, который мы потеряли. Или не теряли, а сами как есть раскатали по бревнышкам?

ответ по ссылке:
http://www.aif.ru/society/article/30368

Re: Что лучше: СССР или 20 сортов колбасы?

[info]nicaragua9

2009-10-26 04:04 pm (UTC)

Действительно, статья написана мной год назад, и тогда же успела побывать на ньюсленде. Поэтому сам удивлён её реинкарнации.
Ваш ответ прочитал. Вы, конечно, поёрничали, поцитировали высказывания комментаторов - в общем, суть всей Вашей статьи можно свести к последней паре абзацев. Я с Вами согласен - беспрерывное копание в прошлом не есть гуд. Но так происходит потому, что власть не может предложить перспектив будущего - хотя бы на 5 лет вперёд. А не имея контура будущего, народ начинает копаться в прошлом. Да ещё и СМИ его регулярно к этому побталкивают, выдавая неоднозначные суждения о российской истории.

Очень хорошо. Если не сказать больше... :)

[info]leshekb

2009-10-27 11:07 am (UTC)

Приобрели мы и еще одну вещь, о которой не сказано в статье (только не все, разумеется). Мы научились ценить то, что у нас было тогда и что мы с такой легкостью и удовольтвием про**али!

Re: Очень хорошо. Если не сказать больше... :)

[info]nicaragua9

2009-10-27 03:49 pm (UTC)

Похмелье было тяжким.(с) ;)

А где же германыч?

[info]kuvlad

2009-10-28 12:34 am (UTC)

Спасибо за статью. Именно так я и вижу СССР, хотя в 91-м полностью поддерживал реформы (знал бы я к чему они приведут).
Вспомнил германыча, т.к. это Антисоветчик с большой буквы. Уже тонны "правдивых" материалов исписал. И все то было плохо в СССР, по германычу. Фильмы, одежда, еда, наука.....
Раз пытался в его ЖЖ отписаться, мгновенно был забанен, а мой пост германыч удалил. Вот такой "правдолюбец".

Re: А где же германыч?

[info]nicaragua9

2009-10-29 04:00 pm (UTC)

И хорошо, что его нет. Мне неинтересно читать мнение человека с развитой паранойей. Одно дело, когда человек критикует современное ему государственное устройство, и совсем другое, когда негативный абсолютизм касается уже не близкого прошлого. Уж на что я недоволен той системой, что функционирует в РФ, и то без проблем найду в ней с десяток положительных моментов. Германычу же, судя по всему, понятие объективности знакомо слабо, в связи с чем есть подозрения, что на советский строй у него есть какая-то личная серьёзная обида.

Да, все так. Отличная статья!

Судя по комментариям на некоторых ресурсах, и её умудрились раскритиковать в пух и прах. Увы, ничто не идеально. :)


Home